Иваньков Вячеслав Кириллович (69 лет)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Криминальный авторитет и вор в законе, лидер организованной преступной группировки Москвы.
Родился 2 января 1940 года в неблагополучной семье. Мать отличалась нервозностью, отец злоупотреблял спиртным. Здоровье Иванькова в детстве было слабым. Обучаясь в школе Иваньков решил укрепить здоровье и усиленно занялся спортом, а именно боксом и единоборствами. С 14 лет Вячеслав начал воровать.
После восьмого класса Иваньков поступил в цирковое училище. Своей специализацией он выбрал воздушную гимнастику, быстро добился результатов, но во время тренировки упал с трапеции, получив закрытую травму черепа. За медицинской помощью не обращался, хотя несколько раз возникали обморочные состояния. Тренировки Иваньков прекратил, а потом и вовсе ушёл из училища. Устроился в комбинат бытового обслуживания слесарем, а затем стал бригадиром приёмщиков, учился в вечерней школе. В двадцать лет женился на Лидии Айвазовой, ассирийке, вскоре у них родился сын. В кругу друзей Иванькова в шутку стали именовать «Ассирийским зятем».
В 1965 году Иваньков был доставлен в отделение милиции за попытку карманной кражи. Так как при задержании он оказывал сопротивление, то 5 апреля был направлен для прохождения судебно-психиатрической экспертизы в больницу имени Кащенко, где ему поставили диагноз шизофрения. В больнице Иваньков после диагноза стал общаться с окружающими, читать книги и интересоваться решением суда.
18 июля 1966 года комиссия повторила заключение экспертизы о направлении Иванькова на принудительное лечение, и он совершил побег. Позже Вячеслав Кириллович сдал экстерном экзамен за 9-й и 10-й класс средней школы, скрываясь от работников милиции. В ноябре 1966 года его вновь задержали и возвратили в лечебное заведение. В марте 1967 года экспертная комиссия с участием профессора Лунца пришла к заключению, что «Иваньков В. перенёс шизофреноподобный психоз травматического генеза, течение которого было обусловлено психогеннотравмирующими воздействиями. Из психопатического состояния он полностью вышел».
Геннадий Карьков — он же вор в законе «Монгол» — заметил способности Вячеслава Иванькова. В январе 1972 года в Москве была разоблачена организованная преступная группа, возглавляемая Карьковым. Наиболее активными участниками преступной группировки Монгола были Иваньков Вячеслав Кириллович под уголовной кличкой «Япончик», и Быков Владимир Васильевич, 1937 года рождения («Балда»). Последний был приговорён к 13 годам лишения свободы. «Япончику» удалось уйти от наказания.
Вскоре Иваньков создал собственную банду. Её члены под видом сотрудников милиции совершали обыски у тех, кто, как тогда говорили, живёт на нетрудовые доходы, заканчивавшиеся полной «экспроприацией». Других жертв, как и при Монголе, вывозили в лес, где подвергали жесточайшим пыткам, вымогая ценности и деньги. Вскоре досрочно освободился Балда, к группе Иванькова присоединились уголовники Слива (Слива Вячеслав Маракулович) и Асаф (Сосунов Асаф Евдаевич), и ОПГ начала действовать по всему СССР. Иванькова замечали в Риге, в Казани, в Свердловске (где дочь известного цеховика Тарланова отдала Иванькову всю имевшуюся в доме «ювелирку»). В каждом регионе банда убивала людей. Например, в Казани был убит налётчик по кличке Чарлик, а в Риге — спекулянт по кличке Яша.
Иваньков работал фотолаборантом, тренером в детской спортивной школе. В 1974 году получил 2-ю группу инвалидности по психическому заболеванию бессрочно. Иваньков часто посещал рестораны и имел широкий круг знакомых. В марте во время драки с кавказцами, в ходе которой был убит один кавказец, в ресторане «Русь» в городе Москва Иваньков был задержан. При обыске у него были изъяты поддельные паспорт и водительское удостоверение. В период следствия с 5 июня по 13 августа 1974 года Иваньков находился на стационарной судебно-психиатрической экспертизе в Институте имени профессора Сербского, где эксперты пришли к выводу, что он «психическим заболеванием не страдает, вменяем в отношении инкриминируемых ему деяний, высказывания о „преследовании“ носят симулятивный характер». 18 ноября 1974 года Иваньков был осуждён по ст. 196 ч. 3 УК РСФСР за использование поддельных документов к 7 месяцам 15 дням лишения свободы. Используя свои связи, Иваньков сумел уйти от полной уголовной ответственности. В период суда Иваньков содержался под стражей в Бутырской тюрьме, где был посвящён в сан «вора в законе». Его кличками стали «Ассирийский Зять» и «Япончик».
После тюрьмы Иваньков развёлся с женой. Числился некоторое время товароведом в овощном магазине, но на самом деле нигде не работал. Зато часто бывал в «командировках». В милицейских отчётах о нём говорилось: «Без определённых занятий и без прописки…». Он вошёл в круг наиболее влиятельных лидеров уголовного мира Москвы. Два раза в неделю посещал закрытый ресторан для состоятельных людей Михаила Звездинского «Сатурн» в компании Монгола. В компаниях отличался властностью, переходящей в жестокость. Его часто приглашали в качестве теневого арбитра в спорах «о долгах».
В начале 1980 года Иваньков В. организовал ОПГ из Быкова, Сливы Вячеслава Маракуловича (1944), Сосунова Асафа Евдаевича (1938), братьев Квантришвили Амирана (профессиональный игрок в карты) и Отари (бывший спортсмен). Участники банды при помощи удостоверений и формы сотрудников милиции производили обыски у дельцов теневой экономики, отбирая у них ценности и деньги, а также совершали квартирные кражи. При помощи широкого круга осведомителей среди зажиточной интеллигенции и госчиновников бандиты выявляли лиц, располагающих крупными суммами денег. Затем обманным путём увозили их на автомашинах за пределы Москвы или доставляли в явочные квартиры, где, применяя пытки, добивались от жертв выдачи ценностей.
28 июля 2009 года в Москве на Иванькова было совершено покушение: обстреляли на выходе из ресторана «Тайский слон» на Хорошёвском шоссе, 25. Неизвестный стрелял из снайперской винтовки СВД с оптическим прицелом. Огонь вёлся из припаркованной ГАЗели на противоположной стороне дороги. В тенте было сделано отверстие, из которого снайпер вёл прицельный огонь. После ранения охрана Иванькова затащила его обратно в ресторан. Иваньков был срочно госпитализирован. Врачи оценили его состояние как крайне тяжёлое и провели экстренную операцию, после которой его ввели в искусственную кому.
В ночь с 13 на 14 сентября Япончик пережил клиническую смерть. Скончался от перитонита 9 октября в частной клинике при онкологическом центре на Каширском шоссе в Москве. Врачи санировали брюшную полость, но спасти его не смогли.
Утром 13 октября в Храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, где прошло погребение, состоялась церемония прощания с усопшим. Сотрудники Инженерно-сапёрного отдела ГУВД по Москве обыскали всю территорию кладбища на предмет обнаружения взрывчатых веществ.
Смерть Иванькова вызвала большой резонанс: возле храма находилась большая толпа людей, а также журналисты крупных СМИ, фотокорреспонденты и телегруппы. По желанию родственников работа СМИ на похоронах была ограничена, сотрудники ЧОП препятствовали работе прессы, тем не менее агентство РИА Новости, Ассошиэйтед Пресс и Франс-Пресс выпустили на свои ленты фотографии траурной процессии. К самой церкви были прислонены многочисленные венки, на которых написано «От братвы из Кирова», «От братвы из Ярославля» и другие. Распорядителем погребения выступил вор в законе Аслан Усоян. Покойного хоронили в роскошном дубовом гробу, в котором установили свет и кондиционер.
На церемонии погребения присутствовало около 500 человек, в основном преступные авторитеты и участники преступных группировок. Его преемником должен был быть Тимур Казаков по кличке Саша Казах, но он отказался и по сегодняшний день занимается предпринимательством в Ташкенте. Широкое освещение похорон в СМИ вызвало осуждение в Государственной Думе. В Госдуме назвали «истерией» внимание СМИ к Япончику и тот факт, что на его похоронах несли российский флаг.
Похоронен на 50-м участке Ваганьковского кладбища (рядом с актёром Леонидом Харитоновым). Летом 2011 года на могиле был установлен памятник. Автор памятника — Рукавишников А. И.
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти