Шведов Игорь Александрович (76 лет)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Журналист, прозаик, драматург, актёр, режиссёр, просветитель, создатель Киевского Театра Исторического Портрета (1978—2001), ветеран Великой Отечественной войны.
Родился Игорь Александрович 5 ноября 1924 года в Климове Брянской области. Рано остался сиротой — мать умерла в 1928 году, отец, репрессированный в 1937 году, погиб в ссылке в Воркуте. Мальчик воспитывался у тётки в Ромнах. По окончании школы на средства Всеобуча учился в Путивльском педучилище. Там же, в Путивле, с началом Великой Отечественной войны, стал бойцом истребительного батальона Руднева-Ковпака. Позднее, в декабре 1941 года, прибавив себе год, добровольцем ушёл на фронт. Оказался в Москве в учебном корпусе, и затем был отправлен на фронт в разведроту . 16 апреля 1945 года Игорь Шведов был тяжело ранен под Берлином (считался погибшим), войну окончил инвалидом II группы.
В послевоенные годы полностью посвятил себя литературной и сценической деятельности. Работал в газетах «Молодь України», «Молодежь Молдавии», «Советская Молдавия», «Советская культура».
Как журналист, Игорь Александрович много ездил по стране, выезжал на целину, в Польшу. События жизни того времени нашли отображение на страницах его первых книг: «На новых землях», «Современность стучит в двери», «От вашего собственного корреспондента».
Со временем все больше его привлекала литературная работа. В 1952 году Шведов становится членом Союза писателей Украины . Писатель опубликовал двухтомный роман «Актеры» о современном украинском театре, книги «А. Васильев», «Так начиналось…», «Искусство убеждать» и другие.
Одиннадцать его пьес были поставлены театрами Киева, Одессы, Чернигова, Екатеринбурга, нижнего Новгорода и других городов. Более двадцати лет (!!!) не сходила со сцены Московского театра «Ромэн» его пьеса «Ром Баро», в которой дебютировал Народный артист СССР Николай Сличенко и сменилось несколько поколений цыганских артистов. И несколько лет он был членом коллегии по драматургии Министерства культуры Украины, работал с молодыми драматургами, помогая им воплощать на сцене свои произведения.
В 1975 году Игорь Шведов основывает в Киеве Театр Исторического Портрета (ТИП), располагавшийся на улице Чкалова (нынеОлеся Гончара) в котором до последних дней своей жизни неизменно был и художественным руководителем, и автором, и исполнителем всех спектаклей. Он всегда стремился осмыслить самые главные события нашей истории и современности, прикоснуться к личностям, которые двигали этот мир, привнося в него новые идеи, мощные импульсы творческой энергии.
Много лет Игорь Александрович листал для слушателей страницы своей театральной устной книги, с которых вставали революционеры, исполненные стремления изменить мир, изобретатели, гетманы, артисты, музыканты, фронтовики — ветераны Великой Отечественной войны. Рядом со Шведовым на сцене всегда был пианист, который создавал музыкальное оформление повествования. Эпизоды с музыкой всегда производили яркое эмоциональное впечатление на публику . Да и сам Игорь Александрович обладал необыкновенной харизмой и мощной энергетикой. Он погружал зрителей в созданную им атмосферу порой так глубоко, что после его традиционных слов: «Это точка устной документальной книги» слушатели не могли выйти из оцепенения. И прежде чем начинали звучать аплодисменты, воцарялась звенящая пауза, после которой Шведов иногда говорил: «Спасибо вам за эту тишину». Зал не только взрывался овацией каждый раз, но и, как правило, люди непременно стремились зайти за кулисы и пожав писателю руку, поблагодарить его за необыкновенное впечатление, получить автограф, пригласить на выступление в свой город или на предприятие.
Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» — ведущей звукозаписывающей компанией Советского Союза — были созданы виниловые пластинки с тремя спектаклями из цикла «Лениниана. ХХ век»: «УТРО ПЕРВОГО ДНЯ» о выдающемся полководце Михаиле Васильевиче Фрунзе (1977), «ДВА ОТКРОВЕНИЯ» (романтическая баллада в двух частях: часть первая «Любовь» и часть вторая «Ненависть») о жизни писателя Николая Островского (1979) и «А ДО РОССИИ — РУКОЙ ПОДАТЬ!» о революционерке, писательнице Инессе Арманд (1985).
В 1980-х годах несколько его спектаклей также были записаны на государственном украинском телевидении и транслировались в эфире.
Созданные им, удивительные по познавательности и эмоциональному восприятию, устные документально-мемориальные книги цикла «Лениниана. ХХ век», историческая дилогия «Иван Мазепа», спектакль «Звезды, хлеб и ветер», посвящённый выдающемуся изобретателю в области космических исследований Юрию Кондратюку, спектакль-реквием «Запоминайте их…», поставленный ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, литературно-музыкальные моноспектакли «Александр Вертинский», «Фредерик Шопен», «Иисус Христос» и другие пользовались огромной популярностью в аудиториях многих украинских городов и сел, а также за рубежом — в Польше, Германии, Венгрии, Монголии.
Дважды театр Игоря Шведова выступал в воюющем Афганистане. Впечатления от увиденного вылились в устную документальную книгу «Афганистан — годы борьбы и надежд». Побывал театр и в Чернобыле во время ликвидации аварии на атомной электростанции.
В планах автора были постановки спектаклей о киевском архитекторе Владиславе Городецком, писателе Жюле Верне, композиторе Дмитрии Бортнянском, но — не судьба…
Игорь Александрович Шведов отошёл в вечность 23 февраля 2001 года. Похоронен на Байковом кладбище.
Кроме творческой деятельности, Игорь Шведов был членом Правления общества «Знание» Украины, членом редколлегии журнала «Трибуна», одним из основателей клуба «Интеллект Украины».
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти