Амальрик Леонид Алексеевич (92 года)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Советский режиссёр мультипликационных фильмов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).
Родился 8 июля 1905 года в Никольском переулке. Отец — инспектор страхового общества «Россия» Алексей Иванович Амальрик, кандидат коммерции, личный почётный гражданин г. Москвы. Мать — Анна Михайловна Амальрик. Прадед по отцовской линии Жан Амальрик прибыл в Москву в середине XIX века из Авиньона и открыл кружевную мануфактуру, но из-за пьянства сгорел в пожаре с женой, домом и фабрикой. Спасся лишь четырёхлетний сын Жан, который воспитывался во французской колонии в Москве под именем Иван Иванович Амальрик. Он работал мастером на фабрике Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера, был женат на дочери купца 1-й гильдии Сергея Белкина[6]. От этого брака имел четырёх детей; среди них был Сергей, дед известного диссидента Андрея Амальрика, и Алексей, отец Леонида.
В детстве Леонид увлекался гимнастикой. После неудачной операции на аппендиксе, ему пришлось провести несколько месяцев в постели, и, чтобы скоротать время, он начал рисовать. Это увлекло его на всю оставшуюся жизнь. В 1925 году Амальрик поступил в Государственный техникум кинематографии (сейчас — ВГИК), окончил его в 1928 году с дипломом художника-декоратора. C 1926 года работал на киностудии «Межрабпом-Русь» помощником декоратора у режиссёров Абрама Роома и Всеволода Пудовкина.
В 1928 году, вскоре после окончания обучения, поступил на работу художником-мультипликатором на киностудию «Госвоенкино», где работал вместе с Юрием Меркуловым, в частности, делал мультипликационные вставки для картины «Первая Конная» (1929).
В начале 1930-х годов Амальрик переходит на киностудию «Межрабпомфильм». В рисованноим фильме «Блэк энд уайт» (1932) был впервые упомянут в титрах как режиссёр и художник (наравне с И. П. Ивановым-Вано). К середине 1930-х становится самым известным мультипликатором Москвы.
В 1936 году перешёл на новообразованную киностудию «Союзмультфильм». Вначале работал в жанре политической сатиры, затем вместе в Владимиром Полковниковым увлёкся современной сказкой. В 1939 году ставится один из первых удачных цветных мультипликационных фильмов «Лимпопо».
Несмотря на эвакуацию части «Союзмультфильма» в Самарканд, Амальрик остаётся в Москве, где выступает одним из инициаторов съёмок мультипликационного сатирического плаката «Кино-цирк» (1942). На студии «Воентехфильм» работает над инструктивными мультипликационными картинами: например, «Немецкая оборона и её преодоление».
После выхода в 1953 году мультфильма «Волшебный магазин» Амальрик и Полковников начали работать отдельно.
Первым самостоятельным фильмом Амальрика стал снятый в 1954 году фильм «Стрела улетает в сказку». Всеобщую известность Амальрику приносят фильм-опера «Кошкин дом» (1958) по пьесе С. Я. Маршака, экранизация сказки Андерсена «Дюймовочка» (1964), фильм «Про бегемота, который боялся прививок» по сказке Милоша Мацоурека. В своём творчестве Амальрик неоднократно обращался к сатирическому жанру. Примечательно, что практически ко всем мультфильмам Амальрика музыку писал Никита Богословский.
После создания фильма «Терем-теремок» в 1971 году прекратил работу в кино.
Жена Леонида Алексеевича художник Надежда Михайловна Привалова работала вместе с мужем над многими его мультфильмами.
Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти