Саенко Александр Ферапонтович (85 лет)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Украинский советский художник-декоратор. Народный художник Украинской ССР (1975).
Родился в семье первого директора Школы садоводства, огородничества и пчеловодства (в настоящее время это Борзнянский государственный сельскохозяйственный техникум). Часто бывал вместе с отцом в великосветских имениях, где видел лучшие образцы европейской живописи, гобеленов, кафелей, фарфора. Впоследствии подросток проявил тягу к рисованию.
Его судьбу в начале ХХ-го века во многом определила смертельно опасная тогда болезнь — скарлатина. Переболев ею в детстве, Александр Саенко выжил, но навсегда потерял возможность слышать и говорить.
Учëба в Петербургском императорском училище глухонемых развила в нëм художественные и практические навыки будущего художника. Обучение живописи прошëл сначала в родном г. Борзна - под руководством воспитанника Петербургской Академии художеств Андроника Лазарчука. Позже перебрался в Киев, в сентябре 1917 года успешно сдал экзамены в художественную школу. По окончании этого заведения перебрался в Миргород, в художественно-промышленный институт.
Затем в 1928 окончил Киевский художественный институт (ныне Украинская Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры). Ученик Василия Кричевского и Михаила Бойчука.
Работал в области монументального и монументально-декоративного искусства в технике инкрустации соломой.
Был инициатором создания в 1964 году музея истории Борзнянского сельскохозяйственного техникума.
В 1975 А. Ф. Саенко было присвоено звание народного художника УССР.
Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Саенко сознательно променял изысканные акварели, которыми занимал вначале, на обычную солому. Всë искусство Александра Саенко тесно связано с народным материалом — соломой.
Для Саенко зрение было единственным средством связи с окружающим миром. Это ярко зафиксировано в его произведениях. Все они полны необыкновенно выразительного ритма, динамики. Даже самые простые орнаменты на шкафах и ширмах проникнуты живым пульсом, неуловимым внутренним движением. Александр Саенко умел отличать десятки тонов и полутонов тростинок — от светло-матовых до глубоких темно-ржаных.
Самое известное произведение Саенко — большая декоративная картина «Казак Мамай». Энергичность, стремительные контуры подчеркивают силу и могущество героя. Мамай сидит в своей традиционной позе, широкие плечи, сильные большие руки, сосредоточенное лицо. Рядом горячий конь — неизменный товарищ казака в суровых походах. Все панно трактуемое лаконично, собрано, цельно — все это придает ему ещё большую выразительность.
Важное место в жизни и творчестве Саенко занимала фигура Тараса Шевченко. Один из лучших монументальных произведений художника — панно «На барщине пшеницу жала …» (1920).
Художника всегда влекла история Украины. Особого внимания он уделял своему земляку, уроженцу Борзны — Семёну Палию. Выразительный рисунок, ясные цвета создают убедительный образ Палия в произведениях «Семён Палий», «Встреча Семёна Палия после Полтавской битвы».
А. Саенко — своеобразный новатор в использовании соломы для высокохудожественных предметов быта и мебели. Он доказал, что солома вполне пригодна и для оформления интерьеров, и для создания обобщенных монументальных образов.
Сегодня Саенко называют автором особой художественной техники. А его работы, некогда украшавшие дома культуры и гостиницы — бесследно исчезают. Так во время приватизации одного из зданий на Крещатике в Киеве пропало монументальное панно.
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти