Аносов Николай Павлович (62 года)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Советский дирижёр, педагог, историк и теоретик дирижирования. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951).
Аносов родился в семье управляющего отделением Волжско-Камского банка. Начал заниматься музыкой с четырёхлетнего возраста. В 1920-е гг. брал уроки композиции у А. Н. Александрова, однако завершил музыкальное образование лишь в 1943 году, окончив экстерном композиторский факультет Московской консерватории. В 1919 вступил добровольцем в Красную Армию, в составе которой в 1921 участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа.
Дебютировал как дирижёр в 1930 на Всесоюзном радио (дирижировал радиопостановкой оперы «Орфей» К. В. Глюка), в оперном секторе которого работал до 1938. Концертно-исполнительскую деятельность начал как главный дирижёр оркестра Ростовской филармонии (1938—1939) и Бакинской филармонии (1939—1940). Кроме того, в эти годы он преподавал в Азербайджанской консерватории. C 1940 до конца жизни преподавал оперно-симфоническое дирижирование в Московской консерватории, в 1949–56 был заведующим кафедрой оперно-симфонического дирижирования, с 1951 года — профессор; среди учеников его сын Г. Н. Рождественский и А. Жюрайтис. В годы Великой Отечественной войны возглавлял Фронтовой музыкальный театр ВТО.
В 1948–51 главный дирижёр Симфонического оркестра Московской областной филармонии (ныне Московский государственный академический симфонический оркестр). В 1950-е гг. дирижировал ведущими советскими оркестрами. Гастролировал в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР, КНР, Бельгии, Италии, Великобритании и др.
Николай Павлович дирижировал большим количеством произведений, быстро овладевая особенностями любой партитуры, активно пропагандировал зарубежную музыку XX века и русскую музыку XVIII—XIX веков (в 1931 дирижировал премьерой оперы «Женитьба» М. П. Мусоргского в редакции М. М. Ипполитова-Иванова). Его концертные программы отличались большим стилистическим разнообразием (например, концерты американской музыки в 1944, в программу которых в т.ч. вошла премьера Пятой симфонии Р. Харриса).
Н. П. Аносов занимался историей дирижирования, формулировкой основ дирижёрской техники. В преподавание ввёл понятие «дирижёрской аппликатуры» (выбор при тактировании той или иной счётной доли — половинной, четверти, четверти с точкой и т. д. — в зависимости от интерпретации «метрической идеи»), актуальное не только для симфонических, но и для оперных и хоровых дирижёров. Разработка этой темы продолжена в книге Г.Н. Рождественского «Дирижерская аппликатура» (Л., 1974). Аносову принадлежит «Практическое руководство по чтению симфонических партитур» (М-Л., 1951), которая среди прочего содержит ценные рекомендации по расшифровке цифрованного баса. Свободно владел немецким языком, читал на английском и французском языках. Перевёл на русский язык книги «О дирижировании» Г. Вуда (М., 1958) и «Я — дирижер» Ш. Мюнша (М., 1960), перевёл и прокомментировал статью И. П. Тильмана о додекафонном методе композиции («Советская музыка», 1958, № 11), статьи «Об искусстве дирижирования в наши дни» и «Органный пункт» И. Маркевича и мн. др.
Похоронен на Новодевичьем кладбище 2 уч. 15 ряд.
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти