Известная личность
Нет изображения

Вильчек Всеволод Михайлович (68 лет)

Поделиться:
Дата рождения:
5 апреля 1937 г.

Дата смерти:
20 февраля 2006 г.

Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.

Наш проект создан для того, чтобы люди могли хранить память о своих предках и делиться ею. Не стесняйтесь, напишите историю жизни, добавьте фотографии, возможно, когда-то наш проект станет книгой памяти для миллионов людей.

Советский и российский журналист, известный ученый, социолог, создатель и руководитель социологических служб ОРТ, НТВ, ТВ-6, ТВС, «Имеди», консультант Фонда Сороса, руководитель проекта по созданию грузинского телеканала «Имеди», поэт, писатель.

Родился 5 апреля 1937 г. в Полтаве, Украинской ССР, жил в Харькове. Отец — родом из Полтавы, до войны работал в мясо-молочной промышленности. Мать — родом из Харькова, была экономистом. После демобилизации, вся семья была отправлена в эвакуацию в Ташкент. Там Вильчек активно занимался боксом. Учился на филфаке Среднеазиатского университета в 1954—1959 гг. Со своей будущей женой Лилией, Всеволод учился в одном университете, на курс старше её. Как вспоминал сам Вильчек, познакомились они на сборе хлопка, а завлёк он её чтением стихов. 5 апреля 1959 года они поженились.

Уже в студенческие годы Вильчек активно печатался в местной прессе как журналист, а чаще — как поэт. Телевидение уже во время учёбы в университете стало его большой любовью и впоследствии судьбой.

В 1959 году Вильчек начал работать на ташкентском телевидении. Это было его первое знакомство с советским телевидением, у которого, конечно, были особые порядки и нравы. Их Вильчек познавал на собственном опыте. Например, однажды, преодолев запрет начальства, он устроил интервью с Константином Симоновым (об этом случае подробно рассказал в своих воспоминаниях сын Константина, президент фонда защиты гласности Алексей Симонов). На ташкентском телевидении Вильчеку удалось проработать недолго.

Приближающееся рождение сына вынудило Вильчеков вернуться поближе к родственникам в Ташкент.

Вернувшись в Ташкент, Вильчек продолжил заниматься телевидением, но уже в качестве научного сотрудника Института искусствознания (1963—1965 гг.). Тогда он напечатал свою первую теоретическую статью о телевидении «Муза № 12» в журнале «Вопросы литературы» — своеобразный диалог с книгой В. Сапака.

В 1965 году, оставаясь в Ташкенте, стал собственным корреспондентом газеты «Советская культура» по Средней Азии, где выступал как телекритик. «Советская культура» — это была газета, в которой впервые в истории советской прессы появился отдел телевидения. Инициатива создания отдела исходила от тогдашнего заведующего сектором радио и телевидения отдела пропаганды ЦК КПСС А. Н. Яковлева, будущего «архитектора перестройки». По воспоминаниям коллеги Владимира Деревицкого, Вильчек уже тогда проявлял интерес к профессии социолога. И, однажды, чтобы сделать одну статью в газету, он пригласил Деревицкого к себе, в Ташкент, на одну из строек в Киргизии под Ферганой, где они ходили вдвоем и опрашивали местных телезрителей. Он же вспоминает, что тексты Вильчека отличала изящная игра словами, которая свойственна даже многим его сложным научным текстам.

В 1967 году Вильчека пригласили в Москву в новый на тот момент журнал «Журналист» к Егору Яковлеву в качестве телевизионного обозревателя. Этому немало поспособствовали уже работавшие в этом журнале Александр Егоров и Владимир Деревицкий, которые были уверены, что «для успеха нового журнала абсолютно необходимо вызвать из Ташкента и зачислить в „Журналист“ Всеволода Вильчека». Как вспоминает журналист Никита Вайнонен, в «Журналисте» тогда сложилась некая команда в команде — А. Егоров, В. Деревицкий, В. Вильчек, их авторы Муратов и Ферэ, Инна Руден, Гера Кузнецов. И именно они тогда утверждали в правах новое для своего времени направление в отечественной прессе — молодую критику и теорию телевидения.

После увольнения Егора Яковлева, главного редактора «Журналиста», Вильчек ушел из журнала с основной командой. После чего в течение трех лет (1968—1971) работал научным редактором отдела телевидения издательства «Искусство», подготовив популярную тогда серию сборников «Телевидение вчера, сегодня, завтра» и другие книги по радио- и тележурналистике.

В 1971 году Вильчек вернулся в «Журналист», где в течение пяти лет был телекритиком, спецкором, редактором отдела.

В 1972 г. защитил во ВГИКе кандидатскую диссертацию на тему «Телевизионная программа. Социальные функции и эстетические особенности». Это была работа о телевидении, как ступени в развитии художественной культуры. Основана она полностью была на постулатах Маркса. Упоминая о ней в 2005 году в интервью на радио «Свобода», Вильчек признается, что через некоторое время после «блестящей» защиты «с ужасом обнаружил, что защитил абсолютную ахинею». Описывая надписанное в ней, как нечто, что очень сильно отличается от телевизионной реальности. Именно повторный взгляд на эту работу дал начало книги Вильчека «Алгоритмы истории», которая во втором своем издании называлась не иначе как «Прощание с Марксом».

В 1989 году Вильчек в последний раз ненадолго вернулся в «Журналист» на должность ответственного секретаря редакции. Было уже совсем другое время, но убеждения ему не изменили. Писал тогда много статей о законах исторического развития, многие из написанного им в те годы, актуально и сегодня.

К работе на ТВ Вильчек вернулся в 1992 году, сначала в РГТРК «Останкино»(позднее — на ОРТ, нынешнем «Первом канале»), где создал профессиональную социологическую службу. Произошёл распад СССР, рухнула идеологическая надстройка, телевидение стало работать «так, как должно», как писал Вильчек в книге «Контуры» ещё в 1965 году. И на этой почве, почве нового строя, социологическая служба на телевидении была необходима.

Как утверждает Вильчек в интервью 2005 года, социология в России всерьез началась именно тогда, при Егоре Яковлеве в Останкинском социологическом центре. Тогда ни у кого не было опыта, поэтому все это выглядело довольно смешно.

Вильчек был директором социологической службы, советником первого заместителя генерального директора ОРТ по программированию и развитию.

В то время Вильчек работал сразу с несколькими каналами, даже конкурирующими между собой, как, например, ОРТ и НТВ. Но был так востребован, что главы телеканалов мирились с этим. А Вильчек не думал о конкуренции, он просто очень усердно работал, жил телевидением. С 1999 и вплоть до 2003 года участвовал в разработке телевизионных проектов и был советником на НТВ, ТВ-6, ТВС. Входил в состав Федеральной конкурсной комиссии по распределению теле- и радиочастот при Министерстве печати в качестве независимого эксперта.

Вильчек считал, что советский, российский телезритель совершенно другой. Он живёт, работает, смотрит и думает по-другому, нежели за рубежом. Соответственно, зарубежные методики подсчета, анализа, составления рейтингов для этого зрителя не подходят. Он искал и изобретал методики, которые бы помогли ему добиться тех результатов, в которые бы он мог поверить. Так появились телефонные опросы, отражавшие некомпетентность работающих тогда аналитиков. Так появилась знаменитая таблица с прогнозами долей, раскрашенная в красные, зеленые цвета, которая в итоге, использовалась, на большинстве телеканалов в то время. Таким образом, он стал для современников некоторым «телевизионным магом», который мог заранее просчитывать успешность готовящихся проектов, достоверно прогнозировать рейтинги и давать вносить коррективы для того, чтобы рейтинги выросли.

Вильчек практически выстроил несколько каналов со всей их программной концепцией, он подкидывал авторам передач новые идеи, помогал с уже готовыми программами. Сам Всеволод Вильчек в интервью признается, что был первым, кто на российском телевидении начал замерять рейтинги.С 1999 по 2001 год Вильчек руководил группой анализа и прогноза (Службой социологического анализа) ОАО «Телекомпания НТВ». Коллеги рассказывают, что он тогда по сути консультировал весь канал, все проекты проходили через него. Вильчек являлся соавтором программы «Старый телевизор» на НТВ. Это программа в жанре интервью, выходившая в прямом эфире с 15 сентября 1997 по 7 сентября 2001 года. Гостями программы были как знаменитые музыканты и певцы, такие, как Андрей Макаревич и Алла Пугачёва, так и политики: Владимир Жириновский, Григорий Явлинский.

В начале 2000-х годов на НТВ многое стало меняться, и в апреле 2001-го, в свете развития «дела НТВ» Вильчек оттуда ушел, потому что оказался не согласен с политикой, которую навязывали каналу. С мая 2001 по январь 2002 года — руководитель Службы социологического анализа ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация» (ТВ-6), с июня 2002 по июнь 2003 года — руководитель социологической службы ЗАО «Шестой телеканал» (ТВС).

 

Всеволод Вильчек умер 20 февраля 2006 года в Москве после продолжительной тяжёлой болезни.

200x230
Уборка мусора, листвы, упавших веток, удаление сорняков, мойка памятника, поливка цветов и других растений
150 KZT
Окраска металлической ограды с предварительной зачисткой и грунтовкой
270 KZT
Обновление гравированного портрета на памятнике (он становится ярким, светлым и видимым в дождь)
150 KZT
Обновление гравированного текста на памятнике (до 60 знаков) цветной камень (мрамор или крошка)
315 KZT
Обновление гравированного текста на памятнике (до 60 знаков) черный гранит
150 KZT
Обработка участка от муравьев
50 KZT
Защита вазы из натурального камня на зимний период
80 KZT
Открытие вазы после зимнего периода
50 KZT

Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти

Выберите изображение к словам благодарности (цветок, свеча, венок и пр.)
*
Изготовление памятников в Казахстане
Изменить или уточнить
Все права защищены © 2024 “Проект Помним”