Муратовский Василий Антонович (75 лет)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Епископ Православной Российской Церкви; архиепископ Рязанский и Зарайский (1920—1923); впоследствии обновленческий митрополит Московский и Коломенский (с 1927 года).
Родился 18 апреля 1856 года в семье священника.
В 1877 году окончил Казанскую духовную семинарию. 1877 году — надзиратель в Казанском духовном училище. После женитьбы 1 декабря 1877 года был рукоположён во священника к казанской церкви в честь Сошествия Святого Духа, впоследствии переведён в Николо-Вешняковскую церковь.
Овдовев (на момент смерти жены имел четырёхлетнего сына), в 1892 году поступил по рекомендации архиепископа Палладия (Раева), занимавшего в 1882—1887 годах Казанскую кафедру, в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1896 году со степенью кандидата богословия.
Как писал Анатолий Краснов-Левитин: «Еще в Казани завязывается своеобразная дружба трех вдовцов: архиепископа Палладия, профессора А. В. Вадковского (вскоре также принявшего монашество) и священника о. Василия Муратовского <…>. Впоследствии постоянно, и в проповедях, и в частных беседах <…> митрополит возвращался к этим друзьям своей молодости и всегда говорил о них в тоне самого глубокого уважения».
В 1896 году был пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.
26 октября 1897 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, хиротонию совершил митрополит Палладий (Раев) с сонмом архиереев, в числе которых был будущий патриарх Тихон. После смерти митрополита Палладия стал одним из близких сотрудников нового митрополита, Антония (Вадковского), которого очень уважал.
С 3 декабря 1898 года — епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии.
С 10 июля 1901 года — епископ Калужской и Боровский. Создал в епархии экзаменационную комиссию для кандидатов для принятия священного сана, которые должны были пройти аттестацию по программе духовной семинарии, произнести проповедь в присутствии архиерея и провести урок Закона Божьего. 6 мая 1907 года награждён орденом Св. Владимира 2-й степени.
С 31 декабря 1910 года — епископ Симбирский и Сызранский.
1 мая 1915 года возведён в сан архиепископа.
После Февральской революции активно поддержал Временное правительство.
В 1917—1918 годы — участник Всероссийского Поместного собора.
В сентябре 1918 года, перед взятием Симбирска Красной армией, покинул Симбирскую епархию и эвакуировался в Сибирь. В ноябре 1918 года был председателем Сибирского церковного совещания в Томске, участники которого поддержали белое движение.
В 1918—1920 — член Временного Высшего церковного управления (ВВЦУ) в Омске, активно содействовавшего деятельности Верховного правителя адмирала А. В. Колчака.
В феврале 1920 года был арестован органами советской власти в Новониколаевске, приговорён к расстрелу, но через несколько месяцев освобождён, согласившись сотрудничать с ЧК (тогда как председатель ВВЦУ архиепископ Сильвестр (Ольшевский) был убит большевиками).
С 13 июля 1920 года — архиепископ Рязанский и Зарайский.
В 1922 году присоединился к обновленческому движению. Анатолий Краснов Левитин описывает это так: «Мягкий и уступчивый, владыка признал живоцерковное Высшее Церковное Управление».
Был почётным членом президиума обновленческого собора 1923, хотя и не принимал непосредственного участия в его работе по болезни.
В июле 1923 года, после выхода на свободу Патриарха Тихона, принёс ему покаяние за пребывание в обновленческом расколе, но вскоре был арестован ОГПУ и экстренно увезён из Рязани в Москву. По свидетельству Краснова-Левитина, «Тучков имел с ним „дружеский“ разговор, после которого архиепископ был освобождён, вновь признал обновленчество». 26 июля 1923 года уже принимал участие в заседании обновленческого Синода. Патриарх Тихон назначил на Рязанскую кафедру Бориса (Соколова).
С 6 сентября 1923 года — обновленческий архиепископ Ярославский, в том же году был возведён в сан митрополита.
С 8 января 1924 года — обновленческий митрополит Ленинградский.
1 февраля 1925 года возглавил депутацию от Пленума Священного Синода, принятую в Кремле Председателем Совнаркома СССР А. И. Рыковым[6].
С февраля 1925 года до своей кончины — председатель обновленческого Священного Синода, номинальный лидер обновленческого движения в этот период.
Формально руководя Синодом, он уступил реальную власть молодому митрополиту Александру Введенскому, который, в свою очередь, нуждался в респектабельном «дореволюционном» архиерее для повышения легитимности обновленческого движения. С точки зрения Анатолия Краснова-Левитина, к моменту избрания председателем обновленческого Священного Синода в 1925 митрополит Вениамин «Постоянно он курсировал между Питером и Москвой, очень часто совершал торжественные богослужения в соборах. Ни для кого, однако, не было секретом, что никакого влияния он не имеет. К нему у церковных людей было смешанное чувство уважения и жалости. Первое впечатление — ожившая картина : окладистая, белая, как у деда Мороза, борода, белые, пушистые кудри до плеч, белая, с розоватым отливом, мантия, белый клобук».
С 9 сентября 1925 года — обновленческий митрополит Северо-Западной области. Председательствовал на обновленческом соборе 1925 года.
С 19 мая 1927 года — обновленческий митрополит Московский и Коломенский.
1 ноября 1927 года было отпраздновано 30-летие его служения в епископском сане. По этому случаю Московская обновленческая богословская академия избрала его Патроном Академии.
Умер 6 мая 1930 года под Москвой на своей даче. Его, как первоиерарха обновленческой церкви, должны были отпевать в Храме Христа Спасителя. Но в последний момент власти не разрешили торжественного отпевания, и его повезли его отпевать на Ваганьковское кладбище, где он был похоронен.
На могильном памятнике указан титул «митрополит» был заменён на «архиепископ», который он имел на момент уклонения в обновленчество.
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти