Бисноват Матус Рувимович (72 года)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Советский авиаконструктор и конструктор ракетного вооружения, главный конструктор ОКБ-293, главный конструктор Опытного конструкторского бюро ракетного авиационного вооружения (ОКБ-4 — КБ «Молния»), доктор технических наук (1965), Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1966) и Государственной премии СССР (1973).
Родился 10 (23) октября 1905 года в местечке Никополь в еврейской семье.
В молодые годы увлекался живописью, посещал ВХУТЕМАС. Окончил МАИ в 1931 году.
В 1933—1935 годах работал в КБ Н. Н. Поликарпова. Ушёл вместе с В. К. Таировым, был его заместителем.
Начал самостоятельную работу в авиации в 1938 году, возглавив ОКБ при ЦАГИ. Здесь, под руководством М. Р. Бисновата, в предвоенные годы было создано несколько скоростных экспериментальных самолётов, в том числе СК-1 и СК-2, проект двухмоторного истребителя СК-3 с моторами АМ-37. Несмотря на отличные лётно-технические характеристики, эти самолёты так и не пошли в серию.
Сталин в 1939 году предоставил более, чем два десятка КБ молодым инженерам, подавшим заявку на разработку истребителя. Когда его спрашивали — зачем так много, он отвечал — хорошо будет, если хотя бы два-три удались. Так оно и случилось. Три КБ стали победителями, прочие проиграли. Среди них прежний «Король истребителей» Поликарпов, на И-180 которого разбился Чкалов, а И-185 с рекордными показателями опоздал с выходом, да и ориентировался на двигатель, который так и не приняли к массовому производству. Пашинин, Флоров и Боровков, Яценко построили самолёты, близкие к Як и ЛаГГ, но не смогли вовремя их довести до ума. Истребитель Сильванского, подобострастно названный ИС (Иосиф Сталин) даже не смог взлететь. Никитин построил самолёт со складными крыльями — на взлёте-посадке биплан, на высоте — высокоплан. Но параметры были выбраны неудачные и от идеи не было взято всё возможное. Началась война и возможности строить самолёт с другими параметрами уже не было. У остальных конструкторов истребители просто не дошли до полёта или даже выпуска опытного экземпляра.
Из 4-х годных к производству и эксплуатации истребителей двух подвёл выбор двигателей: М90 для И-185 не удался, постоянно ломался и не был принят к производству. На МиГе высотный компрессорный АМ-35 Микулина был слишком тяжёл и нагнетатели не обеспечивали оптимальную характеристику скорости по высотам. А выпускавшаяся на том же заводе модификация АМ-38 устанавливалась на ИЛ-2, который считался приоритетным типом боевого самолёта и поэтому выпуск высотного АМ-35, а вместе с ним и МиГа-3 был прекращён. Лавочкин разработал цельнодеревянный самолёт из «дельта-древесины», пропитанной импортными смолами. Сомнительная идея. Самолёт был тяжёловат и не слишком прочен. И только то, что оказался невостребованным двигатель АШ-82, имевшийся на Уфимском моторном заводе в тысячах экземпляров, и который имел 1400 л. с. против 1050 л. с. мотора М-105, помогло Лавочкину спасти производство своего истребителя путём установки более мощного движка. А истребитель Яковлева в основе своей не изменившись успешно прошёл всю войну. Это потому, что Яковлев был «хищником»? Или потому, что обладал конструкторским чутьём и талантом?
В 1942 году Р. М. Бисноват был назначен начальником ОКБ-55 (главный конструктор А. Г. Костиков), в котором разрабатывался ракетный истребитель «302П». Самолёт в полёт выпущен не был, Костиков был за это арестован и год пробыл в тюрьме, несмотря на Золотую звезду и генеральское звание, полученные за внедрение реактивных миномётов. Если бы Бисноват был «травоядным», то он бы не выжил в той обстановке.
После войны в г. Химки во главе с М. Р. Бисноватом было создано Опытно-конструкторское бюро ОКБ-293, которому поручили разработать самонаводящиеся ракеты класса «воздух-воздух» и береговой противокорабельный ракетный комплекс, который базировался на крылатых ракетах, позже получил название «Шторм». В 1952 году успешно прошёл лётные испытания первый самонаводящийся снаряд СНАРС-250.
В силу известной кампании по борьбе с космополитизмом, ОКБ-293, возглавляемое Бисноватом, несмотря на очевидные успехи, было расформировано. Бисновата «сослали» руководить третьеразрядным подмосковным КБ.
С началом «оттепели» ему поручили заново организовать конструкторское бюро со специализацией «тактическое авиационное ракетное вооружение». В декабре 1954 года в городе Тушино Московской области (в настоящее время — Тушинский район Москвы) появилось ОКБ-4, впоследствии — КБ «Молния».
Для высотного сверхзвукового перехватчика МиГ-25 была разработана и сдана на вооружение в 1973 году ракета К-40. За эту работу ряд КБ во главе с М. Бисноватом и В. Елагиным получили Ленинскую премию.
Впоследствии в КБ были созданы авиационные ракеты К-60 и К-73 (последняя — с газодинамическим управлением).
8 ноября 1977 года, после продолжительной болезни диабетом, Бисноват скончался, похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти