Бережков Валентин Михайлович (82 года)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Советский дипломат и публицист; иногда привлекался в качестве переводчика И. В. Сталина в годы Второй мировой войны; позже — историк, писатель-мемуарист, профессор Калифорнийского университета (США). Член Союза советских писателей, доктор исторических наук.
Дипломат, журналист, писатель. Переводчик Сталина и Молотова. Родился в Петрограде в семье инженера-кораблестроителя. Учился в Киеве; окончил немецкую школу, затем Киевский Политехнический институт (1938). По образованию инженер-технолог. Параллельно учился на курсах гидов-переводчиков, занимался самообразованием, работал в Интуристе. В результате великолепно освоил немецкий, английский, а позже — испанский языки. После окончания института был призван на Тихоокеанский флот, где в штабе флота его активно использовали как переводчика, а затем, по инициативе адмирала Н.Г. Кузнецова, направили в Москву в Главный морской штаб. В дальнейшем работал референтом-переводчиком в наркомвнешторге у А.И. Микояна, оттуда был переведен в наркомат иностранных дел под начало В.М. Молотова. В 1940 г. принимал участие в переговорах советской правительственной делегации во главе с В.М. Молотовым в Берлине. В декабре того же года назначен первым секретарем посольства СССР в Германии.
После 22 июня 1941 г. Бережков вернулся в Москву, работал в центральном аппарате МИД в ранге советника. Участвовал во многих ответственных переговорах Сталина и Молотова с лидерами и предста-вителями Великобритании и США. Участник Тегеранской конференции глав великих держав (1943) и конференции на вилле Думбартон-Окс (Вашингтон, 1944), где представители СССР, СИТА, Великобритании и Китая подготовили предложения, которые легли в дальнейшем в основу Устава Организации Объединенных Наций.
В конце 1944 г. Бережкова вывели из состава МИД и перевели на журналистскую работу в еженедельник «Новое время», в связи с тем, что его родители, находившиеся в оккупации в Киеве, по данным НКВД, оказались на Западе. Бережков, считавший, что ему тогда очень повезло, пишет: «...я мысленно слал свою признательность Мо-лотову. Он не часто заступался за кого-либо. Легко ставил свою визу на списках обреченных. Инициалы „В.М." — Вячеслав Молотов — нередко сопровождались такой же визой „В.М.", имевшей зловещий смысл: „высшая мера", т. е. расстрел. До меня четыре помощника Молотова погибли: троих расстреляли в застенках НКВД, четвертый, не вынеся пыток, бросился в шахту лифта на Лубянке. Молотов за них не заступился. Но меня он почему-то решил спасти, даже дав наставление на будущее. Думаю, что он к тому же договорился со Сталиным о том, чтобы под решением о моем переводе в журнал стояла подпись „вождя". Это, видимо, и преградило дорогу бериевскому „расследованию"» (Бережков В.М. Как я стал переводчиком Сталина. М., 1993. С. 358).
В дальнейшем В. Бережков был назначен главным редактором журнала «США: экономика, политика, идеология». С 1992 г. работал в Монтерейском институте международных исследований в Калифорнии.
С января 1945 года Бережков работал в журнале «Война и рабочий класс» (впоследствии популярный журнал «Новое время»), печатался под псевдонимом «Богданов». После смерти Сталина был реабилитирован и возвращён в МИД.
В 1970-е годы возглавлял редакцию журнала «США — экономика, политика, идеология». Вышедшая в 1971 году книга «Тегеран-43», в которой он первым рассказал много неизвестного из истории Тегеранской конференции, сразу же стала бестселлером. В 1980 году о детективных событиях вокруг попытки фашистов похитить на конференции «Большую тройку» был снят советский художественный фильм «Тегеран-43», заимствовавший ряд фактов и название книги Бережкова.
В 1979—1983 годах работал первым секретарём советского посольства в Вашингтоне. Одновременно читал лекции по истории международных отношений.
Работал главным редактором журнала «Новое время», представителем Института США и Канады при советском посольстве в США.
С 1992 года преподавал в Монтерейском институте международных исследований в Калифорнии, США.
Умер 20 ноября 1998 года в Калифорнии. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти